Советы логопеда

 
Советы родителям

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в этот незабываемый день, когда малыш произнесет первые слова: «мама», «папа», «дай», «на». А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других. Тогда когда его губы, язык, мягкое небо (все это по – научному называется – артикуляционный аппарат) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного произношения звуков и слов.

Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчетливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что это возрастное явление, со временем проходящее. Конечно, если трехлетний малыш не всегда правильно строит предложение, допускает лексико-грамматические ошибки, то ничего страшного в этом нет. Но недопустимо, когда ребенок в пять, шесть и даже семь лет, не может поддержать разговор на знакомую для него тему, связно пересказать сказку, когда он неточно пользуется лексическими средствами, неправильно произносит звуки.

Недостатки речи сказываются нередко на формировании характера ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются и на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют овладение грамотой.

 

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно

Родителям необходимо соблюдать ряд условий:

- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должен соответствовать возрасту.

- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.

- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны, и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему что надо говорить внятно, четко и не спеша.

- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка, и не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 

 

Уважаемые родители, помните, что хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными. Поощряйте каждый правильный ответ ребенка, и будьте терпимы к его ошибкам. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие.

 

Но, тем не менее, заниматься следует систематически (особенно на этапе постановки звука), 2 – 3 раза в неделю.

 

Артикуляционную гимнастику можно выполнять ежедневно в течение 5 – 10 минут.

 

Выбирайте оптимальное время для проведения занятий, по возможности – утренние часы.

 

Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребенка в тетради. Если ребенок затрудняется, никогда не выполняйте работу за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, путь он выберет правильный или исправит ошибку. По истечении некоторого времени можно вернуться к заданию, которое вызвало затруднения.

 

Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.

 

Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.

 

 

 

Важно помнить

 

- когда звук в речи ребенка еще отсутствует либо дефектен, не стоит закреплять неправильное его произношение;

 

- когда звук только что поставлен или появился в речи ребенка самостоятельно, ему нельзя давать двойную нагрузку, автоматизируем сразу два звука;

 

- когда ребенок смешивает звуки, нужно автоматизировать их поочерёдно и лишь затем приступать к дифференциации.

 

ДОРОГИЕ ЗАБОТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ!!! 

 

Если ребенок, никак не может произносить звук «р», эти упражнения специально для вас.

 

- «Шар лопнул» - ребенок втягивает щеки и опускает их так, чтобы был слышен цокающий звук;

- «Вкусное варенье» - широкий язык присосать к верхней губе и с силой оторвать, как бы облизнуть губу сверху вниз;

- «Лошадка цокает» - язык присосать к небу и силой оторвать;

- Присосать язык к небу, глубоко вдохнуть носом и на резком выдохе, не отрывая языка, произнести: д-з-з. Если язык не опустится, то вы услышите примерно такой звук: дззжжр.

 

 

 

Упражнения необходимо выполнять каждый день. Каждое упражнение выполняется 10 раз, только тогда можно добиться нужного результата.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Советы логопеда
Соседние подразделы:
Логопедические игры
Социальное партнерствоНет ничего больней на этом свете, Чем встретить взгляд ребёнка-сироты, В его глазах весеннего рассвета Вопрос сердечный:«Мамочка, где ты?...

Открыть раздел Социальное партнерство
The LineAct Platform