Советы логопеда

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА 

         Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного произношения.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

 

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что четкое произношение звуков является основной при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится вверху или внизу?

2. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их по счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

4. К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

5. В 6 – 7 лет дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

6. Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. 

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

         Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Предлагаем несколько упражнений, которые Вы можете выполнять с ребенком дома.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания 

1. Выберите удобную для ребенка позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку ребенка на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Попросите ребенка сделать глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Ребенок должен произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2 – 3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный, плавный выдох через рот.

3. Ребенок должен сделать короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнести плавно на одном выдохе несколько звуков:

Ааааааа     ааааааоооооо     аааааууууууу

5. Произвести счет на одном выдохе до 3 – 5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10 – 15. Необходимо следить за плавностью выдоха. Далее произведите обратный счет (десять, девять, восемь…)

6. Прочитайте вместе с ребенком пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении

На скамейке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у Егорки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Интересно, сколько Егорок получится у Вашего ребенка на одном выдохе?

7. Прочитайте вместе с ребенком русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

 

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

 



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Советы логопеда
Соседние подразделы:
Логопедические игры
Социальное партнерствоНет ничего больней на этом свете, Чем встретить взгляд ребёнка-сироты, В его глазах весеннего рассвета Вопрос сердечный:«Мамочка, где ты?...

Открыть раздел Социальное партнерство
The LineAct Platform