Логопедические игры

 

Развлекательная игротека

 

 

         Значительную  часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, вы готовите кушать, а вашему малышу нечем заняться. Предложите ему перебрать гречку, рис, горох – ТЕМ САМЫМ РЕБЕНОК ВАМ ОКАЖЕТ ПОМОЩЬ И ПОТРЕНИРУЕТ СВОИ ПАЛЬЧИКИ. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

       Игры с соленым тестом – увлекательное занятие для детей. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды, две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите с удовольствием!

       Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми красками, Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

       Можно предложить ребенку сделать панно из пуговиц. Укрепить их можно  на тонкий слой пластилина, как и яичную скорлупу.

       Найдите достойное применение  старой пряже, ниткам, бисеру и поролону. Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать с ребенком  портрет домашних питомцев.

       Вместе с ребенком попробуйте приготовить обед  (в названии блюд должен быть звук «Р»: рагу, борщ, рулет, морс).

       Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «л»- салатник, ложки, вилки и т.д.

     Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «с». Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

  • Свеклу или картофель?
  • Капусту или кабачок?
  • Сыр или кабачок?
  • Сметану или майонез?

Наверняка, у каждого есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Играйте с детьми больше, успехов вам!

 

СОВЕТЫ   ЛОГОПЕДА

 

«Хорошая речь слаще мёда!». Как же этого добиться? Я работаю логопедом в детском саду и из своего опыта могу сказать, что только при тесном сотрудничестве логопеда, родителей и детей нам удаётся добиться хороших результатов. Хочу познакомить родителей с играми и заданиями на закрепление различных речевых навыков в домашних условиях.

 

Понятно, что родители загружены ежедневными делами, но среди прочих дел, советую играть на кухне, пока готовите обед.

 

Игры на развитие мелкой моторики

 

«МАМИНА ПОМОЩНИЦА» - предложите ребёнку перебрать горох рис или гречку. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 

«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ» - дайте ребёнку счётные палочки или спички с отрезанными головками, предложите ему выложить из них простейшие геометрические фигуры и предметы.

 

Игры на обогащение словарного запаса

 

«НАЙДИ СЛОВА» - задайте ребёнку вопрос: «      Какие слова можно «вынуть» из борща, винегрета, плиты холодильника?»

 

«УГОЩАЙСЯ» - предложите ребёнку вспомнить «вкусные» слова и угостить кого-то, вас, например. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, затем вы ему… И так до тех пор, пока вы все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие» и «кислые», «солёные» слова.

 

«ВАРИМ ВАРЕНЬЕ» - предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т.д. и наоборот: черничное варенье из чего?  

 

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» - взрослый предлагает ребёнку закончить предложения в стихотворении:

Я захотел устроит бал,

И я гостей к себе…. (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испёк рассыпчатый …(пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не…. (идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…(откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту… (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек… (не нашли).

 

     Надеюсь, что родители воспользуются моими советами. Ведь красивая, грамотная речь – это очень важно.

 

ИГРЫ С КОЛЮЧИМ МЯЧИКОМ

 

         Вы, наверняка, играете, играете с малышом в мяч, а я хочу посоветовать попробовать упражнения с мягкими и колючими мячиками. Такие игрушки желательно иметь в игровом уголке каждого малыша. Купить их можно в зоомагазине. Пускай у вас будет целый набор таких массажных мячиков: мячики - ёжики разных размеров, мягкие резиновые мячики разной упругости и размеров.

         Во-первых, их можно мять в руках, катать между ладошками. Во – вторых, мягкий упругий мячик можно сжимать не только в ладошке, но и пальчиками одной руки, что сложно для малыша и требует определённой нагрузки. Пусть малыш сожмёт такой мяч большими и указательными пальчиками. Получилось? Умничка! А теперь большим и средним, большим и безымянным. Конечно, последние упражнения подходят для тренированных деток старше 3 лет. С колючим мячиком можно играть и с годовалым малышом.

         Найдите банку с отверстием в крышке. Отверстие должно быть чуть-чуть меньше диаметра мячика. Предложите малышу затолкать ёжиков в баночку, покажите ему. Это настолько увлекательное занятие для крохи, что вы успеете переделать некоторые домашние дела. А малыш тем временем активизирует нервные окончания пальцев рук.

Дорогие мамочки, я советую купить ёжиков побольше. Сделайте так, чтобы крышка с банки легко снималась, тогда малыш сможет играть снова и снова

без вашей помощи.

 

ЕСЛИ РЕБЁНОК ГОВОРИТ ПЛОХО

 

       Если вы заметили у своего ребёнка задержку речевого развития в возрасте до 3-х лет, то следует немедленно обратиться к логопеду т неврологу. Они объяснят причину задержки речевого развития и назначат соответствующее лечение. Помимо врачебных назначений, родители сами могут помочь своему ребёнку:

vПоощряйте любые попытки малыша заговорить, ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать;

vПоощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос;

vГоворите с малышом медленно, короткими фразами, говорите правильно, не переходите на « детский язык»;

vКаждый день читайте малышу книжки;

vНе поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно;

vНе сравнивайте малыша ни с кем.

 

 

«ПУЗЫРЬ ЛОПНУЛ»- надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую пальцем.

«ЗАЙКУ ПРИНЯЛИ ЗА ВОЛКА» - вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.

«ИГОЛОЧКА»- дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щёк.

« ЛОШАДКА ЦОКАЕТ КОПЫТОМ» - пощёлкать языком. Приподнимая его к верхнему небу.

« ВОРОТА ОТКРЫТЫ» - широко открывать и закрывать рот.

 

Можно применять и специальные упражнения для развития движений языка, нижней челюсти, губ. С их помощью укрепляются мышцы артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более чётко. Все эти упражнения нужно проводить в игровой форме, обязательно показывая движения.

 

Дорогие заботливые родители!

 

     Если ребёнок никак не может произносить звук «р», эти упражнения специально для вас.

- «Шар лопнул» - ребёнок втягивает щеки и опускает их так, чтобы был слышен цокающий звук.

- «Вкусное варенье» -широкий язык присосать к верхней губе и с силой оторвать, как бы облизнуть губу сверху вниз.

- «Лошадка цокает» - язык присосать к небу и с силой оторвать.

- Присосать язык к небу, глубоко вдохнуть носом и на резком выдохе, не отрывая языка, произнести: д-з-з.

   Если язык не опустится, то вы услышите примерно такой звук: дззжжр.

 

     Упражнения необходимо выполнять каждый день. Каждое упражнение делается 10 раз, только тогда можно добиться нужного результата.

 

«Агу» - это важно!

 

       Младенец, даже очень маленький, нуждается в общении. Как использовать время, посвящённое уходу за крохой, с максимальной пользой для его развития?

 

 

       Уже доказано, что основы речевых навыков ребенка формируются в самом раннем возрасте. И чем раньше вы обратите внимание на развитие некоторых умений своего крохи, тем выше вероятность, что он избежит логопедических проблем в дошкольную пору.

 

С творчеством по жизни

 

       С первых же недель жизни малыша больше с ним разговаривайте. Конечно, сначала, после приезда из роддома, младенец будет в основном питаться и спать. И мама, в свою очередь, найдёт чем заняться: постоянная смена подгузников, гуляние, гигиенические процедуры, кормление, укачивание, да и на себя обязательно надо найти время. Но ведь читать детские стихи, рассказывать потешки, прибаутки и просто короткие сказочки можно и во время пеленания. Делать это совсем не сложно, а польза от такого творческого подхода к простейшим процедурам огромная.

       Общаясь с ребёнком таким образом, вы исподволь привыкнете видеть в нем самостоятельную личность, научитесь считаться с его желаниями и уважать интересы. Сейчас вам кажется, что малыш не скоро сможет «на равных» участвовать в диалоге, но скоро мимика и жесты, которыми он сопровождает ваше общение, будут для вас полны ответной информации. А если быстро начнётся период «агу-агу», вас ждёт масса удовольствия.

 

Важный этап

 

         Кстати, об «агу!» В действительности сей этап, такой умильный и забавный, очень ответственный для родителей. Дело в том, что именно сейчас начинает формироваться речь вашего младенца, это общая тренировка аппарата. Поэтому нужно обратить самое пристальное внимание на то, ЧТО и КАК вы говорите малышу какими словами сопровождаете все свои действия. Чтобы в будущем у ребёнка не возникло проблем с развитием речи, постарайтесь сразу обращаться к нему максимально правильными, грамматически завершенными предложениями.  

 

 

Лирический массаж

 

         Обращение к ребёнку с помощью стихов – давно и хорошо зарекомендовавший себя приём. Когда вы переодеваете малыша, готовите его ко сну или к кормлению, расскажите стишок, лучше самый простой, с чёткими словами и ритмом. Вы можете выбрать любой, главное, чтобы он нравился вам, тогда и читать его будете с удовольствием. А ребёнок, даже очень маленький, прекрасно чувствует мамино настроение.

Сегодня практически каждой маме известно, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук – иначе говоря, с подвижностью и ловкостью маленьких пальчиков. Пока ваш кроха не играет в конструктор, не лепит из пластилина и не застёгивает пуговицы, позаботьтесь об этом сами. Рассказывая стишок, мягко массируете ладошки, пальчики – от основания к кончикам и навыворот. Таким образом, вы стимулируете кровообращение, что очень важно для правильного кислородного обмена детского организма.

 

üЛепка, игры с пуговками, пересыпание крупы, нанизывание бус, шнуровка.

üНадуть щеки и прижимать их по очереди пальцем.

üБрать губами со стола мелкие предметы.

üНадувание мыльных пузырей или воздушных шариков.

üЗапаситесь игрушками, издающими звуки. Пусть малыш повторяет звуки, называя предметы.

üПламя свечи, одуванчики – отличные тренажёры.

üПрилепите к твёрдому небу комочек хлебного мякиша, и пусть малыш языком питается его отлепить.

üХорошее упражнение – облизывание ложек с вареньем.

üПо очереди коснуться языком внутренней поверхности щёк или попытаться дотянуться языком до подбородка и носа.

üЩёлканье, цоканье и посвистывание.

Соседние подразделы:
Советы логопеда

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Платные образовательные услугиУважаемые родители! «Вы пока еще не знаете, чем интересуется Ваш малыш и хотите выявить его способности как можно раньше?...
Открыть раздел Платные образовательные услуги
Социальное партнерствоНет ничего больней на этом свете, Чем встретить взгляд ребёнка-сироты, В его глазах весеннего рассвета Вопрос сердечный:«Мамочка, где ты?...

Открыть раздел Социальное партнерство
The LineAct Platform