Советы логопеда

 

Если ребёнок не говорит?
(рекомендации родителям)

 

         С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

       Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.

       Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

1. Выполнение артикуляционных упражнений

       Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».
1. Открывать и закрывать «домик».
2. Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).
3. «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
4. Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).
5. Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)
6. Щелкать «хвостиком» («лошадка»).
7. Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:
а) сдувать ватку с кончика носа;
б) дуть через трубочку в стакан с водой;
в) дуть на мельницу или султанчики.
2. Массаж пальчиков рук левой и правой
       Массаж делает мама или логопед. Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.
       Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.
Например:

       Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик все съел,
От того и растолстел.

«Пальма»
         Игру можно проводить и с несколькими детьми. Дети поднимают правую руку (или левую) ладонью к себе. Левой рукой берут мизинец и загибают его после слов «хочет спать», загибают безымянный, средний, указательный, большой пальцы. Поднимают правую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать».
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,

ТИШЕ, ТИШЕ! Не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать.

3. Пальчиковая гимнастика
Ребенок выполняет сам.
1. Играет на «пианино».
2. «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.
3. Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
4. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
5. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
6. Покажи «козу».
7. Покажи «ушки у зайчика».
8. Играем на «барабане».
9. Хлопаем в ладоши.

 

4. Работа с мелким раздаточным материалом
1. Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.
2. Работа с вкладышами.
3. Пирамидки различных размеров.
4. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
5. Шнуровка:
а) используют плотный картон с дырочками;
б) учиться завязывать шнурки.
6. Застёгивание пуговиц.
7. Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

5. Аппликация
Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации:
а) «Праздничные флажки».
б) «Собираем яблоки».
в) «Цветы»
г) «Мы идем на праздник» (наклеить флажки, шары, цветы).
д) «Куклы неваляшки» - яркие рубашки (из двух ярких кружочков).
е) Укрась елочку игрушками (дается контур елочки)
ж) Украсим узором полоски (наклеить кружки 2-х цветов на полоску)
з) Украсить коврик (по замыслу)
к) Строить дом (на прямоугольник наклеить квадратики).

6. Рисование
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

7. Развитие словаря
Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.
1. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.
2. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.
3. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.
4. вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку.
Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек.
Занятие проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.

 

 

Советы логопеда

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.

 

К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".

 

К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

 

К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

 

К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

 

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.

 

 

«Развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст (0 -3 лет)- очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллект и речевого развития. Причем эти слова должны исходить от тех, кто заботиться о нем.

В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?

    У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба.

    К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.

    Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

    Ребенок не использует в общении мимику и жесты.

    Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

    У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.

    В речи появляются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывание.

    Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттеком.

В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелее протекание беременности.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.

    Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.

    Применять прием показа с называнием в предметных ситуациях.

    Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.

    Использовать прием дополнения детского высказывания.

    Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.

    Петь песенки.

    Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.

Не следует в разговоре с детьми, особенно, после 1г.6 мес. пользоваться словами с искаженным звучанием или несовершенными «детскими».

Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

 

"Логопедические рифмовки под русскую ложку". 

Уважаемые, родители! Играя дома с ребенком, заучивая новую потешку, закрепляя при этом звуки, поставленные логопедом, - давайте вспомним про старую добрую русскую ложку. При разучивании стихов, потешек, отбивая такт ложкой, мы с вами вносим разнообразие, вызываем интерес у ребенка при, казалось, таком скучном деле, как заучивание. Незаметно для ребенка мы с вами развиваем слуховую память и внимание, темп и ритм речи, правильное речевое дыхание, общую моторику, при этом приобщаем ребенка к истокам русской народной культуры.

 

Предлагаю Вам поиграть с ребенком!

 

Активизация речи с одновременными движениями.

 

«ДОЖДИК».

(Ребенок сидит на стульчике. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Логопед предлагает досказать стишок и одновременно выполнить движения с помощью ложек).
Родитель. Дождик, дождик…
Ребенок. Кап, кап, кап. (Ударяет ложками по своим плечам).
Родитель. И по грядкам…
Ребенок. Тяп, тяп, тяп. (Ударяет ложками по рукам, скрестив руки перед собой).
Родитель. По дорожке…
Ребенок. Топ, топ, топ. (Ложками постукивает по коленкам.)
Родитель. А по лужам…
Ребенок. Шлеп, шлеп, шлеп. (Хлопает по ложкам).

 

«СОЛНЫШКО».

Утром солнышко встает - (руки с ложками вверх)

Светом озаряет. (постучать ложками – громко)

Вечером оно заходит - (руки вниз)

Ночка наступает. (постучать ложками – тихо)

Игра «ТЕЛЕГРАФ» - закрепление навыка деления слов на слоги. Последнее слово в строчке отбиваем ложками по слогам.

 

ЗИМА.

Стужу лютую, мо – роз -

Вот что Дед Мороз при – нес!

Мы со стужею по – спо – рим,

Мы на санках с горки го – ним.

Хоть и красный нос у всех,

Слышен всем весёлый смех!

 

ДОЖДИК.

Дождик, дождик, лей, дру – жок,

Дам тебе я пи – ро – жок,

Нежное пи – рож – но – е.

Желтое мо – ро – же – но – е.

От жары людей спа – сай,

Всходы дружно по – ли – вай!

 

ФОЛЬКЛОР.

Нету пляски иск – ро – мет – ней,

Чем родная рус – ска – я.

Каблучки чечетку бьют,

Ноги сами в пляс и – дут.

Песни на Руси про – сты – е,

Нежные, про – тяж – ны – е

Как их с чувством за – по – ют,

Будто за душу бе – рут.

 

 

ВОТ И МОЛОДЦЫ!

 

 

«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»

 

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

 

«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

 

«РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

 

«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

 

«ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.

    

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

   

«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

   

 «МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

 

«МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

Развиваем речь, играя на компьютере!

Логопедические игры и упражнения для выполнения в домашних условиях.

  1. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков.

 

 

Улыбка · Губы растянуты в улыбке (удерживать под счёт до 10, 5-7 раз)

 

 

Дудочка · С напряжением вытянуть вперёд губы · Зубы сомкнуты (удерживать под счёт до 10, 5-7 раз)

 

 

Иголочка · Узкий напряжённый язык вытянуть вперёд (удерживать под счёт до 10, 5-7 раз)

 

 

Горка · Губы в улыбке, кончик языка упирается за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта

 

 

Лопата · Широкий язык удерживать неподвижно на нижней губе (удерживать под счёт до 10, 5-7 раз)

 

 

Чашечка · Губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка поднят вверх (удерживать под счёт до 10, 5-7 раз)

 

 

Трубочка · Губы в улыбке, язык высунут, боковые края языка подняты вверх (удерживать под счёт до 10, 5-7 раз)

 

 

Вкусное варенье · Улыбнуться · Открыть рот · Широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу (выполнить 5-7 раз)

 

 

 

Часики · Улыбнуться · открыть рот · Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 

 

 

 

Чистим зубки · Улыбнуться · Открыть рот · Кончиком языка «почистить » поочерёдно нижние и верхние зубы

 

 

Грибок · Улыбнуться Присосать широкий язык к нёбу, оттянуть нижнюю челюсть вниз (удерживать под счёт до 10, 5-7 раз)

 

Футбол · Рот закрыт · Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки · На щеках образуются твёрдые шарики

 

Ознакомление с фольклором развивает речь, интерес и внимание к окружающему миру, слову, народным обычаям.

Различные ученые считают лучше учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму с помощью художественных произведений, как народных, так и авторских, сюда и входит и «загадка».

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Размышление над загадками способствуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – морфем. Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной речи.

Направления коррекционно - речевой работы с дошкольниками на основе использования загадок

  •         Расширение лексического строя речи

- Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, местоимений.

- Многозначность слова; - Употребление сравнений

  •         Формирование грамматического строя речи

- Образование уменьшительно-ласкательных форм

- Ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок; со способами образования слов

- Использование предлогов

Примеры использования загадок по направлениям коррекционно-речевой работы

vРасширение словаря прилагательных:

Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

vРасширение словаря глаголов

Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (дятел)

vРасширение словаря числительных

На десятерых братьев двухшуб хватает. (рукавицы, перчатки)

vУменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных

Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички. (ромашки)

На зеленом шнурочкебелые звоночки. (ландыш)

vОзнакомление со словообразовательными свойствами суффиксов

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет (кошка)

Шло с поля мычало, несло на шее бренчало. (корова)

Исходя из выше отмеченного, загадка непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, позволяет запоминать слова и форму слов.

Так систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной литературной речи, обеспечивает наиболее быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.

 

Как лопаются шарики и цокает лошадка 

       Уважаемые родители, чьи малыши никак не могут произносить звук «Р», сегодняшее занятие специально для вас. Для того, чтобы научить малышей рычать, необходимо делать специальную ваккумную гимнастику. Гимнастика вырабатывает правильное речевое дыхание, направленную воздушную струю, что необходимо для произношения звука «Р». Кроме того, к органам речи приливает кровь, а это приводит к нужному подъёму языка. Гимнастика эта несложная, и любимая мама справится с ней, потренировавшись у зеркала.

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА 

         Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного произношения.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

 

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что четкое произношение звуков является основной при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится вверху или внизу?

2. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их по счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

4. К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

5. В 6 – 7 лет дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

6. Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. 

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

         Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Предлагаем несколько упражнений, которые Вы можете выполнять с ребенком дома.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания 

1. Выберите удобную для ребенка позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку ребенка на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Попросите ребенка сделать глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Ребенок должен произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2 – 3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный, плавный выдох через рот.

3. Ребенок должен сделать короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнести плавно на одном выдохе несколько звуков:

Ааааааа     ааааааоооооо     аааааууууууу

5. Произвести счет на одном выдохе до 3 – 5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10 – 15. Необходимо следить за плавностью выдоха. Далее произведите обратный счет (десять, девять, восемь…)

6. Прочитайте вместе с ребенком пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении

На скамейке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у Егорки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Интересно, сколько Егорок получится у Вашего ребенка на одном выдохе?

7. Прочитайте вместе с ребенком русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

 

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

 

 
Советы родителям

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в этот незабываемый день, когда малыш произнесет первые слова: «мама», «папа», «дай», «на». А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других. Тогда когда его губы, язык, мягкое небо (все это по – научному называется – артикуляционный аппарат) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного произношения звуков и слов.

Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчетливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что это возрастное явление, со временем проходящее. Конечно, если трехлетний малыш не всегда правильно строит предложение, допускает лексико-грамматические ошибки, то ничего страшного в этом нет. Но недопустимо, когда ребенок в пять, шесть и даже семь лет, не может поддержать разговор на знакомую для него тему, связно пересказать сказку, когда он неточно пользуется лексическими средствами, неправильно произносит звуки.

Недостатки речи сказываются нередко на формировании характера ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются и на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют овладение грамотой.

 

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно

Родителям необходимо соблюдать ряд условий:

- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должен соответствовать возрасту.

- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.

- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны, и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему что надо говорить внятно, четко и не спеша.

- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка, и не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 

 

Уважаемые родители, помните, что хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными. Поощряйте каждый правильный ответ ребенка, и будьте терпимы к его ошибкам. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие.

 

Но, тем не менее, заниматься следует систематически (особенно на этапе постановки звука), 2 – 3 раза в неделю.

 

Артикуляционную гимнастику можно выполнять ежедневно в течение 5 – 10 минут.

 

Выбирайте оптимальное время для проведения занятий, по возможности – утренние часы.

 

Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребенка в тетради. Если ребенок затрудняется, никогда не выполняйте работу за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, путь он выберет правильный или исправит ошибку. По истечении некоторого времени можно вернуться к заданию, которое вызвало затруднения.

 

Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.

 

Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.

 

 

 

Важно помнить

 

- когда звук в речи ребенка еще отсутствует либо дефектен, не стоит закреплять неправильное его произношение;

 

- когда звук только что поставлен или появился в речи ребенка самостоятельно, ему нельзя давать двойную нагрузку, автоматизируем сразу два звука;

 

- когда ребенок смешивает звуки, нужно автоматизировать их поочерёдно и лишь затем приступать к дифференциации.

 

ДОРОГИЕ ЗАБОТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ!!! 

 

Если ребенок, никак не может произносить звук «р», эти упражнения специально для вас.

 

- «Шар лопнул» - ребенок втягивает щеки и опускает их так, чтобы был слышен цокающий звук;

- «Вкусное варенье» - широкий язык присосать к верхней губе и с силой оторвать, как бы облизнуть губу сверху вниз;

- «Лошадка цокает» - язык присосать к небу и силой оторвать;

- Присосать язык к небу, глубоко вдохнуть носом и на резком выдохе, не отрывая языка, произнести: д-з-з. Если язык не опустится, то вы услышите примерно такой звук: дззжжр.

 

 

 

Упражнения необходимо выполнять каждый день. Каждое упражнение выполняется 10 раз, только тогда можно добиться нужного результата.

Соседние подразделы:
Логопедические игры

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Социальное партнерствоНет ничего больней на этом свете, Чем встретить взгляд ребёнка-сироты, В его глазах весеннего рассвета Вопрос сердечный:«Мамочка, где ты?...

Открыть раздел Социальное партнерство
The LineAct Platform